Автор
Оскар Клод Моне, родоначальник импрессионизма, родился в 1840 г., под Парижем. Семья его была зажиточной – отец художника содержал бакалейную лавку. В 1845 г. Клод Моне с родителями переселился в нормандский город Гавр. Клод Моне не любил посещать школу, зато с юных лет достиг успеха как карикатурист. Портреты его авторства в карикатурном жанре продавались за 20 франков.
Первым учителем живописца стал Эжен Буден. Именно благодаря ему Клод Моне стал пейзажистом. Во второй половине 1850-х художник едет в Париж, чтобы серьезно заняться обучением живописи. Большую поддержку Клод Моне получил от тетки, увлекавшейся изобразительным искусством. В 1860-1861 гг. обучение пришлось прервать из-за призыва на алжирский фронт, откуда живописец был выкуплен той же теткой.
После возвращения Клод Моне меняет несколько учебных заведений, остановившись, наконец, на студии Ш. Глейра. В этот период, во время летнего отдыха у родственников, и была написана картина «Дама в саду». Заведение стало приютом представителей нового художественного направления – там работал не только Клод Моне, но и Фредерик Базиль, Огюст Ренуар и др. В 1871-1872 г. художник путешествует по Англии и Нидерландам. В 1870-х Клод Моне живет живописном предместье Парижа Аржантьере, где создает ряд известнейших произведений.
Автор
Оскар Клод Моне происходил из семьи зажиточного бакалейщика. Родился живописец под Парижем, осенью 1840 г. В пятилетнем возрасте будущий художник переселяется с семьей в Гавр (Нормандия). Там и начинается его профессиональная карьера:
- В Гавре Клод Моне пишет карикатурные картины, продавая каждую за 20 франков.
- Около 1957 г. первый учитель живописца Эжен Буден уговаривает его заняться работой над пейзажами на пленере.
- В 1859 г. художник переезжает в Париж, чтобы учиться на художника.
- В 1861-1862 гг. Клод Моне служит в Алжире, затем, стараниями тетки, возвращается в Париж.
- В 1863-1865 гг. он пробует учиться в университете, который в результате бросает и поступает в студию живописи Глейра.
В 1865 г. Клод Моне впервые выставляет свои картины в Салоне. Во второй половине 1860-х художник работает в кругу импрессионистов, его картины демонстрируются на импрессионистских выставках. В эти же годы Клод Моне написал известнейшую картину «Женщины в саду».
Автор
Оскар Клод Моне, родоначальник импрессионизма, родился в 1840 г., под Парижем. Семья его была зажиточной – отец художника содержал бакалейную лавку. В 1845 г. Клод Моне с родителями переселился в нормандский город Гавр. Клод Моне не любил посещать школу, зато с юных лет достиг успеха как карикатурист. Портреты его авторства в карикатурном жанре продавались за 20 франков.
Первым учителем живописца стал Эжен Буден. Именно благодаря ему Клод Моне стал пейзажистом. Во второй половине 1850-х художник едет в Париж, чтобы серьезно заняться обучением живописи. Большую поддержку Клод Моне получил от тетки, увлекавшейся изобразительным искусством. В 1860-1861 гг. обучение пришлось прервать из-за призыва на алжирский фронт, откуда живописец был выкуплен той же теткой.
После возвращения Клод Моне меняет несколько учебных заведений, остановившись, наконец, на студии Ш. Глейра. В этот период, во время летнего отдыха у родственников, и была написана картина «Дама в саду». Заведение стало приютом представителей нового художественного направления – там работал не только Клод Моне, но и Фредерик Базиль, Огюст Ренуар и др. В 1871-1872 г. художник путешествует по Англии и Нидерландам. В 1870-х Клод Моне живет живописном предместье Парижа Аржантьере, где создает ряд известнейших произведений.
Маки в Аржантее
Оригинальное название: Poppies at argenteuil
Год создания: 1873 год
Музей д’Орсэ, Париж.
Оскар Клод Моне (14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.
На картине «Поле маков» (1873), представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалеку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руках, и его изящные очертания придают картине особое очарование. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан), на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и в выборе ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камилла и Жан, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с переднем планом композиции.
Описание картины Клода Моне «Маки» (У Аржантея)
Произведение Моне «Маки», второе его название «Поле маков у Аржантея», было написано художником в 1873 году. Пейзаж макового поля, изображенный на картине, с небольшой грядой деревьев, словно отделяющей небо от земли, поначалу дает ощущение незамысловатости сюжета. Но всматриваясь в картину глубже, понимаешь, что первое впечатление было обманчивым.
Картину можно образно разделить двумя перпендикулярными линиями на четыре участка. Линия горизонтали, словно грубо и четко выделенная, перерезает слегка зримую, виртуальную линию вертикали. Изображенный на полотне домик является своеобразным центром пересечения двух линий, соединяя композицию в одно целое.
Примечательна картина своей смысловой и чувственной нагрузкой, отображаемой силуэтами женщин с детьми, находящихся на вершине холма и его склоне. Женщина и мальчик, которых мы видим на переднем плане картины, никто иные, как жена и сын художника. Необычная композиция дает иллюзорное видение картины в картине. Повторяющееся изображение силуэтов, дает ощущение движения женщин с детьми по незаметной тропке
Дерево, возвышающееся над холмом, увеличивает наполненность и немаловажность этой части произведения
Правая, почти бесцветная, часть контрастирует на фоне цветущего макового поля и является фоном для женского силуэта, изображенного на пересечении смежных участков картины.
Всего лишь несколькими штрихами кистью художник обозначил небо
Не тронутые краской части холста показывают нежелание автора акцентировать внимание на верхней части полотна
В совокупности картина воспринимается, как приверженность земным ценностям, имеющим первостепенное значение. Чтобы решить поставленную перед собой задачу, художник прибег ко всем имеющимся в его запасе возможностям передачи его видения сюжетной линии картины.
Описание картины
Дама в саду — картина в жанре пейзажа, написанная в стиле импрессионизма. Оригинальные размеры холста — 82×101 см., по форме картина представляет собой горизонтальный прямоугольник. Композиция произведения «Дама в саду» проста – в центре картины изображена клумба с деревом посередине, слева от нее – девушка в пышном белом платье, с зонтиком в руке. На заднем плане Клод Моне располагает деревья и кустарники разной формы, с правой стороны картина показывает деревца и кусты, усыпанные яркими цветами.
Цветовая гамма работы «Дама в саду» — яркая, солнечная и жизнерадостная. Клод Моне использовал для полотна следующие цвета:
- Зеленый – от бледно-травянистого до насыщенно-изумрудного.
- Лазурно-голубой.
- Кипельно-белый.
- Ярко-красный.
- Теплый желтый.
Картина изобилует цветовыми оттенками, солнечными бликами и тенями. Женская фигура на холсте «Дама в саду» не становится главным акцентом – лицо ее не прорисовано, полускрыто зонтом. Женский силуэт белым пятном словно уравновешивает и придает гармонию соседству ярко-голубого неба и темно-зеленой листвы. «Дама в саду», та самая героиня белом платье здесь – всего лишь еще один объект, позволяющий продемонстрировать игру солнечных лучей.
Детство и юность
Клод Моне появился на свет 14 ноября 1840 года в Париже в семье бакалейщика. Но здесь он провел только самое раннее детство, так как в 1845 году семья переехала в нормандский город Гавр, где пройдут его оставшиеся детские годы. В школе будущий великий художник ничем особо не блистал, кроме уроков рисования. Особенно хорошо у него получались карикатуры, которые пользовались определенным успехом. Они продавались в местном художественном салоне по 20 франков.
Однако отец Адольф не особо радовался этим успехам, так как рассчитывал увидеть Клода продолжателем своего дела. Но юноше удалось отстоять право самому выбирать свой жизненный путь и в этом ему помогла родная тетя, взявшая на себя опеку над сыном после смерти в 1857 году его матери. Тем более она сама неплохо рисовала на любительском уровне.
В это время Моне знакомится с известным художником, страстным поклонником пленэра Эженом Буденом, который раскрыл ему некоторые секреты живописной работы с натуры. Работая вместе с наставником, юный Клод откроет свое истинное предназначение — писать картины на природе. «У меня словно пелена спала с глаз», — сказал Моне.
Позднее он напишет Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым меня научили видеть и понимать». В 1859 году он вернулся на родину в богемный Париж, где работал в студии для бедных художников, не забывая посещать галереи и выставки.
Дальнейшему развитию таланта художника помешала армия, куда Моне призвали в 1861 году. Правда, из положенных семи лет он пробудет на службе в Алжире в кавалерийских войсках только два года, и причиной этому была очень веская — болезнь тифом. Это обстоятельство вместе с помощью беспокойной тети, откупившей его от службы за 3 тысячи франков, помогли ему вскоре вернуться домой.
Контекст
Произведение «Женщины в саду» развивает принципы импрессионизма в жанре пейзажа. Клод Моне показывает на этом полотне переливы солнечных лучей в листве садовых деревьев и в складках пышных платьев девушек, игру теней, падающих от раскидистых веток. Палитра оттенков в произведении «Женщины в саду» естественная и немного приглушенная. Картина использует следующие цвета:
- Темно-зеленый.
- Болотно-зеленый.
- Нежно-голубой.
- Кипельно-белый.
- Песочно-желтый.
- Светло-серый.
Однообразием женских образов полотна «Женщины в саду» Клод Моне хотел доказать, что для импрессионизма палитра оттенков и натуралистичное изображение освещения важнее отдельных объектов и характерных героев. Главное, что интересует автора в композиции произведения «Женщины в саду» — как ложится на траву тень, отражается оттенок ткани платья на солнце, как преломляется свет, проходя сквозь листья деревьев.
Клод Моне продвигал идею важности правильной передачи света и тени, пейзажа во динамике времени суток. Картина, в отличие от большинства более поздних работ, которые создал Клод Моне, содержит немало мелких цветовых акцентов: яркие цветы в букете, оборки на платьях, листочки, ленты и др.
Примечания[править | править код]
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс»
- ↑ Monet or de Triumph of Impressionism. Catalogue Raissonné. — Köln: Benedict Taschen Verlag GmbH, Wildenstein Institute, 1996. — Vol. 2: Nos: 1—968. — P. 38. — ISBN 3-8228-8759-5.
- ↑ Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2008. — С. 35.
- ↑ Скоробогатько Н. Шедевры мировой живописи. Импрессионизм. — М.: Белый город, 2008. — С. 30.
- ↑ Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Поля Дюран-Рюэля. Документы / Сост. Л. Вентури, пер. с франц. П. В. Мелковой, вступ. статья и общ. ред. А. Н. Изергиной, прим. А. Г. Барской. — Л.: Искусство, 1969. — С. 322.
- ↑ Костеневич А. Г. Искусство Франции 1860—1950. Живопись. Рисунок. Скульптура: в 2-х томах. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. 2. — С. 107.
- ↑ Демская А. А., Семёнова Н. Ю. У Щукина на Знаменке… — М., 1993. — С. 32, 44.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Здание Главного Штаба. — Зал Клода Моне
- ↑ Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1984. — С. 96.
Жанр и местонахождение
Художник К. Моне написал картину Дама в зеленом платье в стиле портретной живописи. Изображение тканей одежды Камиллы – сверкающий шелк платья и меховая окантовка пиджака, резкий переход от светлых к затененным участкам, отражают мастерство именитых живописцев XVII века.
А сама девушка – дама в зеленом платье – модная, реальная и женственная. Лиричный персонаж, будто не рассчитанный на то, что множество глаз будет смотреть на него. Клод Моне нарисовал Камиллу, стоящую спиной к зрителю, предоставляя возможно посмотреть лишь на ее платье, руку и лицо.Картина Дама в зеленом платье находится в Германни, в Бременской картинной галерее.