Грачи прилетели. почему пейзаж саврасова стал культовым

Могила


Известное полотно Саврасова под названием «Могила» с первого взгляда навевает на зрителя печаль и тоску. Глядя на нее, на глаза могут невольно навернуться слезы.

Особо остро здесь ощущается очень тонкая грань между жизнью и смертью. Зимний пейзаж вокруг могилы олицетворяет сон природы и вечный сон усопших, покоящихся на кладбище.

Тишина доносится до зрителя через полотно. Кажется, что одинокие деревья плачут над могильным камнем.

Унылости полотну придает преимущественно серая гамма, и то, что небо потемнело от грусти. Все как будто застыло или уснуло.

На кресте могилы находится еле видный погребальный венок с живыми цветами, который чуть развеивает грусть и уныние, и говорит о смерти как о переходе в вечность.

Снежная гладь “поглотила” всю землю для длительного сна. Окружающая природа плачет.

Среда обитания: кабак, ночлежный дом, неправедный суд

Герои картин толпятся перед зданием мирового суда, у острога, кабака или ночлежного дома. Городская натура у передвижников практически не бывает собственно городской: в ней не просто нет никаких урбанистических примет, но и отобрана она путем своего рода отрицательной селекции — только та, которая враждебна персонажам или пагубна для них. Уникальный случай — картина Перова «Последний кабак у заставы», где, вопреки обычной в подоб­ных сюжетах повествовательности, трактовка темы предвосхищает будущий экспрессионизм: сани, лошади, фигура женщины, ждущей мужа, теряются в живописном сумраке, прорываемом лишь зловещим желтым светом окон питейного заведения.

Популярные сочинения

  • Причины преступления Раскольникова Главным героем романа « Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Он являлся типичным бедным студентом, который, как и большая часть людей хотел лучшей жизни. Он преобладал прекрасными чертами
  • Сочинение по картине Айвазовского Корабль у берега Айвазовский очень любил рисовать море. Одной из его многочисленных картин на эту тематику является «Корабль у берега». Художник любил изображать на полотне бушующее и не спокойное море.
  • Сочинение по творчеству Тютчева Не так много людей занималось стихотворным творчеством во второй половине XIX века. Фёдор Иванович Тютчев — один из них. Он является представителем так называемой «поэзии чистого искусства», которая является

Третьяковская галерея: древнерусская живопись

Надо сказать, Третьяковская галерея обладает уникальной коллекцией древнерусской живописи, которая занимает последние несколько залов Третьяковки. Скажу честно, я не являюсь особым ценителем древнерусского искусства, но о двух  иконописцах в своей статье все же расскажу.

Феофан Грек (1340-1410) — зал №59

Феофан Грек родился примерно в 1340 году в Византии, собственно поэтому и получил свое прозвище Грек. В Россию он приехал в 1370 году и долгое время жил в Новгороде, где занимался росписью церквей. Одна из таких церквей — это церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Там до сих пор сохранились фрески этого мастера.

Где-то примерно в 1390-е годы Феофан Грек приезжает в Москву, в которой занимается оформлением храмов, а также росписью икон, книжной графикой. Одной из икон, приписываемых кисти этого мастера, является Донская икона Божией Матери. Очень трогательное изображение матери и дитя, абсолютное воплощение любви и милосердия.

Точная дата смерти иконописца неизвестна. Умер он примерно около 1410 года.

Донская икона Божией Матери. Феофан Грек

Андрей Рублев (1360-1428) — зал №60

Из-за давности лет сведений о русском иконописце Андрее Рублеве очень мало. Впрочем, также как и о предыдущем живописце Феофане Греке. Родился Рублев предположительно в 1360 году где-то в Московском княжестве.

Первое письменное упоминание о нем в летописи появилось в 1405 году, когда он вместе с Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле. В этом же году по некоторым источникам он принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре. Там же в монастыре он в 1428 году и скончался от разразившейся в то время в Москве чумы.

Главным шедевром Андрея Рублева считается икона «Троица», точная дата создания ее неизвестна. В основу иконы положен библейский сюжет. На ней изображены за столом три ангела, пришедшие в дом Авраама. За трапезой ангелы предсказывают Аврааму рождение сына Исаака, от которого пойдет «народ великий и сильный».

Глядя на икону, надо отметить, что и много веков назад наш народ мог очень достойно рисовать.

Троица. Андрей Рублев

Ну вот, наша экскурсия и закончилась. Хотя все картины остались позади, но их образы, конечно же, остались в нашей памяти. Думаю, что Третьяковская галерея еще не раз порадует нас  своими выставками и встречами с новыми, возможно, еще неизвестными нам художниками.

Кстати, русская живопись представлена не только в здании в Лаврушинском переулке. Новая Третьяковская галерея находится по адресу: Москва, Крымский вал, 10. Здесь можно познакомиться с современной русской живописью XX — начала XXI веков.

Кроме этого Третьяковская галерея обладает еще рядом других зданий. Из них хотелось бы особо выделить музей Васнецова, в котором творчество этого художника представлено более широко, чем в Третьяковке.

В общем, друзья мои, вперед, Третьяковская галерея вас с нетерпением ждет!

Сочинения

Саврасов — художник пейзажист, который сумел в своих работах доказать зрителю, что и ничем не примечательная природа наделена красотой и прелестью. Несмотря на то, что все сюжеты простые, он мастерски, через призму незатейливых картин передает разнообразие нашей жизни. Тому примером может быть картина Саврасова Проселок, что стала одной из самых популярных среди его картин.

Саврасов Проселок

Написал Александр Кондратьевич картину Проселок в 1873 году, но общественность смогла увидеть шедевр по истечении двадцати лет. Причиной тому было решение художника подарить полотно другу Прянишникову, у которого все это время и пребывало это полотно. И вот в 1893 году организовывается частная выставка, где перед зрителем появляется и Проселок Саврасова, чье описание картины мы сделаем в нашем сочинении.

Описание картины

Смотришь на полотно и понимаешь, автор изображает самые обыденные вещи, простую жизнь, где изображены облака, деревья, проселочная дорога после дождя. Все очень просто и понятно, а главное, в каждой детали, в каждом штрихе чувствуется поэзия.

На картине мы видим природу после дождя. Тучи еще темнеют на небе, но уже пробивается солнце. Своими лучами оно пытается преобразить землю, придав ей особенных солнечных красок. И пусть это вечернее солнце, которое вскоре сядет за горизонт, но оно уже пригревает землю, траву, деревья. Еще немного, и тучи исчезнут совсем.

Сама природа тихая и спокойная. Ветер если и был, то уже стих. В воздухе стоит влага, свежесть, все дышит и питается водой.

На первом плане мы видим грунтовую дорогу. Ее размыл дождь и повсюду стоят большие лужи. Наверное в этот момент сложно по ней проехать. Но уже сейчас ее прогревают лучи солнца, что отображаются проблесками в воде, а значит, скоро земля впитает воду, а солнце высушит все вокруг. Дорога сворачивает за холм, прячась от нас, и уходит вдаль. По левую сторону от дороги мы видим луг, где зеленеет трава, покрытая каплями росы, а дальше видны желтые поля. Вдоль дороги растут деревья, что тянут свои ветки вверх, показывая нам свое стремление жить и радоваться сюрпризам природы.

Казалось бы, на картине Саврасова Проселок показан непримечательный момент: грязь, лужи и черные тучи. Но веет от нее не грустью, а очарованием, не унынием, а одухотворенностью и верой в то, что скоро все поменяется, ведь наша природа изменчива и любит преподносить разные сюрпризы.

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Проселок»

А какую оценку поставите вы?

Бунтари

В 1870–80-е, реагируя на все более накаляющуюся общественную ситуацию — «хождение в народ», цареубийство, народовольческие процессы, — передвиж­ническое искусство, всегда чуткое к социальному, находит новых персона­жей — бунтарей. «Беглый» Савицкого, «Узник», «Осужденный» и «Оправдан­ная» Владимира Маковского, революционный цикл Репина, «Заключенный», «Всюду жизнь» Ярошенко и так далее. Явно сочувствуя своим героям, худож­ники все же в основном избегают крупных планов и слишком пристальных ракурсов (сочувствие сопряжено с опаской): образы такого рода не претендуют на типичность. 

«Лучшие люди России»

В кругу передвижников заказной портрет как таковой не пользуется популяр­ностью, но есть единственный заказчик: Павел Михайлович Третьяков, который кроме основной галереи открывает еще и отдельную, портретную, и в ней желает иметь портреты «лучших людей России». Лучшие люди — это, во-первых, писатели, «властители дум», но также художники и другие предста­вители прогрессивной общественности. Погрудные (реже поколенные) портреты на нейтральном фоне, почти монохромные; во многих так или иначе варьируются оттенки гражданской скорби или нравственного вопрошания: «Так ли живем?» Отрицание красочности у портретистов 1860­–70-х годов (позже это будет уже не так) — своего рода идеологическое решение: отече­ственный социальный мир «во зле лежит» — значит, цвета не заслуживает. 

Хоровые картины: народ как множество

Термин «хоровая картина» употребляется по отношению к большим полотнам, представляющим некое людское множество; в корпусе передвижнических работ они обретают популярность примерно с середины 1870-х годов. Картин­ными ситуациями, где в качестве коллективного героя присутствует «весь народ», могут быть сцены труда или проводов в армию, а также ярмарки и церковные праздники. И как раз в последних изгнанная, казалось бы, цветность палитры вновь обретает права. С одной стороны, это мотивировано апелляцией к национальному как положительному: тема русской красоты и русской стихии ярко проявится позднее, в творчестве живописцев следую­щих поколений — например, у Андрея Рябушкина или Филиппа Малявина. С другой же стороны, молебны и крестные шествия занимали значительное место в народной жизни — и здесь следование правде отчасти могло вступать в конфликт с антиклерикальными настроениями многих художников, обра­щавшихся к этой теме.

Поэтические пейзажи Алексея Саврасова

В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.

В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».

Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов, основатель галереи Павел Третьяков, мастер исторической живописи Михаил Боткин.

В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию, Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.

В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.

На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане — местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»

Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Белоусов Иван. Литературная Москва. (Воспоминания, 1880-1928). М., 1929.

Гиляровский Вл. Сочинения в четырех томах, т. 3. М., 1967.

Дмитриева Н. Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.

Константин Коровин вспоминает… М., 1971.

И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956.

Лобанов В. М. Саврасов Алексей Кондратьевич. 1830-1897. М.-Л., 1943.

Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. М., 1977.

Молева Н. М. Выдающиеся художники-педагоги. М., 1962.

Московская городская художественная галерея П. М. и С. М. Третьяковых. Текст Сергея Глаголя. М., 1909.

Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М., 1959.

Новоуспенский Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897. Л.-М., 1967.

Павлов И. Н. Моя жизнь и встречи. М., 1949.

Перов В. Г. Рассказы художника. М., 1960.

Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России, кн. I. М., 1863.

Россиев Павел. Погибший талант (памяти А. К. Саврасова). — «Русский архив», т. XIV, 1906, кн. первая, № 4.

Саврасов А. К. Художественный альбом рисунков. Биографический очерк А. Солмонова. Киев, 1894.

Федоров-Давыдов А. А. Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897. Жизнь и творчество. М., 1950.

Пейзажи: хмурые дни, бесконечные равнины, переходные состояния природы, открытие пленэра

До передвижников русский пейзаж редко бывал вполне русским: в нем преобладали чужие (чаще всего итальянские) мотивы и романтический набор красот: лунные ночи, закаты и рассветы, морские шторма и прочее. А в 1870-е годы, когда художники этой генерации впервые заинтересовались пейзажем, в фокусе, напротив, оказалось отечественное как нарочито бедное: размытые дождем дороги, неосвоенный простор, серое небо (особняком здесь стоит Шишкин с его любовью к изобильным хвойным лесам и прочему ландшафтному богатырству). Преобладающее время года — совсем ранняя, еще почти зимняя весна или пасмурная осень — плохая погода, впрочем, давала возможность применить пленэрные навыки. Преобладающая компо­зиция — горизонтальный разворот поля, болота или чахлого перелеска. Но уже в 1880-е годы у Саврасова, Левитана, Поленова и их учеников видовой и метео­рологический ассортимент пейзажей в значительной степени расширится. 

«Грачи прилетели»

Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника.

Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.

В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» — под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине — типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Дорога в лесу. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород


Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок. Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.

«Грачи прилетели»

Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан, которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Весна была любимым временем года художника.

Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.

В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» — под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине — типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Алексей Саврасов. Дорога в лесу. 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Алексей Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород


Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок. Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.

Определение слова «Саврасов» по БСЭ:

Саврасов — Алексей Кондратьевич , русский живописец-пейзажист. Учился у К. И. Рабуса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54), где в 1857-82 руководил пейзажным классом. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). В ранних произведениях С. преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851, Третьяковская галерея). В 1850-60-х гг. С. чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, там же), к усилению эмоционального звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871, там же), где С., изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Лирической непосредственностью, интересом к Пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения С. («Просёлок», 1873, «Дворик», 1870-е гг., — оба там же. «Могила над Волгой», 1874, частное собрание, Москва). Один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, С. оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 — начала 20 вв. (К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский). Лит.: Федоров-Давыдов А. А., Саврасов, М., 1957. Новоуспенский Н., Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897, Л. — М., 1967. А. К. Саврасов. «Просёлок». 1873. Третьяковская галерея. Москва. В. Г. Перов. Портрет А. К. Саврасова. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент. А. К. Саврасов. «Грачи прилетели». 1871. Третьяковская галерея. Москва.

«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника

Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: