Сама любознательность и любопытство
Борис Кустодиев. У окна. Портрет Ирины Кустодиевой. 1910. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
У окна — Ирина Кустодиева. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. Тем более папа сам как большой ребенок, верит, что красота способна спасти мир, и картины его — сплошной праздник. Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре… часа. И останавливаться не собирался. А девичья жизнь идет, и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном! Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Один из тех редких портретов, когда чтобы понять характер, глаза видеть совсем необязательно.
Эссе по картине Е.Е. Моисеенко «Победа» Бартевой Александры
Передо мной картина Евсея Евсеевича Моисеенко «Победа». Когда я увидела её в первый раз, мне бросилось в глаза несоответствие содержания картины моим ожиданиям при прочтении её названия. Ведь слово «победа», как правило, вызывает в воображении образы ликующих людей, радость, праздничный, согревающий огонь и долгожданный просвет во тьме войны.
Однако у Моисеенко совсем иная мысль. Изображая на своей картине две нечёткие мужские фигуры, двух солдат, один из которых погибает прямо на руках другого, вызывая у живого крик отчаяния, художник переворачивает представление о Победе.
Написав её столь необычно – в тёмном колорите, с контрастно-светлыми фигурами солдат на мрачном фоне истерзанного войной здания, с болью и смертью в сюжете, Евсей Евсеевич показывает нам обратную сторону Победы, её цену. Ценой были разрушения, голод, страх, непосильный труд и, что самое страшное, человеческие жизни. И картина, пропитанная ненавистью к войне, прекрасно это передаёт.
Возможно, Моисеенко удалось так ясно показать ужас войны потому, что ему самому пришлось его прочувствовать и понять, пока он был в плену, в который попался на подступах к Ленинграду. Кто же может описать кошмар, рождённый войной, более точно и ярко, чем человек переживший его? Ценой виденного Евсеем Евсеевичем мы можем узнать, что было ценой Победы.
Сейчас это трагическое произведение находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. И я считаю, что в ожидании Праздника Победы нам стоит не обвязываться оранжево-чёрными лентами, а, прежде всего, рассмотреть и ощутить эту картину и картины, подобные этой, чтобы получить новое понимание событий 1941-1945 годов и праздников, им посвящённых.
Эссе-рассуждение № 2.19 «Героический подвиг летчика Маресьева»
Судьба Алексея Петровича Маресьева — советского военного летчика, совершившего 86 боевых вылетов и сбившего 11 вражеских самолетов в годы Великой Отечественной войны, — поразительна и, пожалуй, не имеет аналогов в истории.
Маресьев — наш земляк, он родился 7 (20) мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В детстве мальчик перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму. Но мечта у Маресьева была — мечта летать! Дважды юноша подавал документы в летную школу, но из-за проблем со здоровьем его не брали туда. В 1937 году был призван в армию, и служил в авиационном погранотряде на острове Сахалин, затем учился вБатайском авиационном училище им.А.К.Серова. Вы представляете, каким надо обладать упорством, целеустремленностью, чтобы убедить медицинские комиссии в своей профпригодности.
Великую Отечественную войну Алексей Маресьев встретил на Юго — Западном фронте в 296-м истребительном авиационном полку. Боевые вылеты, первые успехи, к марту 1942г. на счету молодого летчика уже числилось 4 сбитых самолета. А затем произошли события, которые потрясают воображение. В одном из боев в районе так называемого «Демянского котла» самолет Маресьева был сбит. Раненный и голодный, он сначала на ногах, а затем ползком, в течение 18 суток, добирался досвоих. Состояние Маресьева было безнадежным, в госпитале, куда он был доставлен, его уже уложили на каталку, чтобы отвезти в морг, но удача улыбнулась этому человеку. Профессор Теребинский увидел молодого лейтенанта и приказал быстро везти парня в операционную
Отважному и стойкому летчику спасли жизнь, сделали операцию, но ампутировали обе ноги в области голени
Что дальше, как жить, что делать…
9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего
Алексей Петрович был расстроен и даже подавлен, но благодаря своему мужеству, желанию жить, летать, приносить пользу своей Родине, он освоил протезы, сумел убедить медицинскую комиссию, что он может летать и вернулся в строй! Меня просто поражает упорство и даже какой-то азарт в стремлении доказать свое право бить фашистов на равных с другими летчиками. Ни капли жалости к себе, никаких поблажек, это потрясает!
После ампутации ног Маресьев сбил еще 7 самолетов врага и был отмечен заслуженной наградой — звездой Героя Советского Союза.
О Маресьеве написаны военные очерки, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, его имя носит малая планета солнечной системы. А сам он никогда не считал себя героем и не соглашался, что он совершил какой-то подвиг. Однако, на мой взгляд, его мужество, отвагу, упорство в достижении поставленной цели, уже можно назвать подвигом. Ведь не каждый человек после ампутации конечностей может продолжать жить, как ни в чем не бывало! Маресьев не стал себя жалеть или обвинять других в своем горе, как это могли сделать другие люди, окажись они на его месте. Он встал на ноги, и продолжил жить, как обычный человек, при этом, занимаясь любимым делом — летать и бить врагов, защищая Родину. Его можно считать героем потому, что, прежде всего он думал не о себе, а о защите своего Отечества.
Дейнека и молодость
Многие картины Дейнеки живописуют молодость, юное и здоровое тело, ставшее для художника символом счастливого будущего, которое строит весь советский народ. Особенно хорошо удавались ему спортсмены и спортсменки. Еще в 1924 году он создал свой «Футбол», которым сам, впрочем, остался не вполне доволен. Как замечательный рисовальщик он понимал, что нужна особая, новая композиция, чтобы передавать динамизм спортивных игр. И он ее изобрел…
Дейнека даже общался с футболистами, чтобы понять законы движения в игре. Так на его полотнах появляются динамичные позы, фигуры в полете («Вратарь»). При этом Дейнека избегает ненужной детализации, обходясь минимумом дополнительных акцентов. Тело человека достаточно выразительно, чтобы передать весь замысел живописца.
Прославился Александр Дейнека умением точно схватить позу спортсмена в матче: для этого он ходил на стадион с блокнотом и карандашом, делал свои «снайперские зарисовки». Обнаженное тело на картинах художника полно силы и целомудрия до такой степени, что его даже называли «спартанцем». Культ человеческого здоровья – душевного и телесного, вот что такое его «спартанство». Энергией и бодростью пышут такие его полотна, как знаменитое «Раздолье», «Эстафета», «Юность» и другие.
Сочинение Отдых на море
Неудивительно, что Александр Дейнека до сих пор остается едва ли не самым востребованным советских живописцем на всех биеналле и выставках, в музеях и среди частных коллекционеров. Его искусство прошло проверку временем.
Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь«Вратарь» Григорьева — яркий мир детства с сдержанных тонах.Картина А. И. Куинджи «Осень»«Золотая осень» картина художника Поленова
Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.
На картине нашему взгляду предстаёт бескрайнее море и синева. На берегу сидят два русых мальчугана и взрослый мужчина. Вероятно, это их отец. Автор расположил своих героев спиной к зрителю. Мы будто со стороны наблюдаем за действием, которое происходит на картине. Нашему взору предстаёт юная невинность и мечты. Судя по каменному парапету, действие происходит в крупном городе. Иначе, нам бы представили каменный или песчаный пляж.
Лето – любимое время года художника. С ним у него ассоциируется счастливая и беззаботная пора. Это время для Александра Александровича также ассоциировалось с любовью и теплом родителей. Именно по этой причине Дейнека часто пишет картины о море, солнце и таком времени года, как лето.
Глядя на эту картину сразу возникает желание погрузиться в атмосферу лета. На картине изображено бескрайнее море, где-то далеко плывёт корабль. Но не море и корабль в центре внимания. Возможно, если бы автор хотел быть моряком, акцент был сделан на море.
Нашему взору предстаёт самолёт, который мгновенный овладевает вниманием сидящих на берегу. Мальчишки внимательно слушают слова старшего мужчины
Неизвестно, кем именно он им приходится, но, возможно, это отец. Вероятнее всего, он сам лётчик. Такой вывод можно сделать, исходя из его реакции. Мужчина активно жестикулирует. Рассказывает, как управлять самолётом. Мальчишки же, глядя на всю эту красоту, осознают, что тоже хотят сесть за штурвал.
Автор не просто так изобразил мальчиков обнажёнными. В этом можно разглядеть дополнительный смысл. Автор делает акцент на их открытости миру, душевной чистоте перед другими людьми. Мужчина выглядит уверенно и твёрдо, это говорит о том, что он надёжен и может многому научить юнцов.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Конфликт поколений Конфликт поколений – является извечной человеческой проблемой. Старшее поколение, как правило, упрекают младшее в не желании прислушиваться, а младшее в ответ выказывают свои упреки
- Птицы — наши друзья — сочинение Птицы на протяжении всех веков были верными спутниками человечества. Они не только украшают наш мир своими цветными перышками и прекрасным пением, но и трудятся на благо человечества и приносят много пользы
- Сочинение на тему Война глазами детей Война – одно из самых страшных проклятий человечества. Увы, за время своего существования, люди не вели войну только 300 лет, хотя возраст человечества оценивается в несколько тысяч лет.
«Будущие летчики»
Перед нами три мальчика на Севастопольской набережной, у самого моря. Они повернуты к нам спиной и мы, не видя их лиц, только хрупкие юношеские спины, понимаем, что художник рисует собирательный образ молодого советского поколения, детей, на которых не лежит условное «проклятие прошлого». Но подростки заворожены отнюдь не морем, они наблюдают за полетом гидроплана. Один подросток, явно постарше, самый загорелый, не просто смотрит и обсуждает с другими то, что видит, но рассказывает им о чем-то со знанием дела, жестикулируя. Очевидно, он уже изучает или собирается изучать летное дело; из всей троицы он ближе всего к осуществлению своей мечты – стать летчиком.
Колорит картины поразительно светоносный, радостный. Такая оптимистическая палитра станет почти обязательной для раннего соцреализма. Но у Дейнеки это не программный пункт, а находка, его собственный творческий почерк. И это не размытый, дрожащий свет, как у импрессионистов, которые первыми догадались впустить свет в европейскую живопись. Энергия этих цветов напоминает о солнце Греции, она так идет к культу молодости, прекрасного юного тела, культу здоровья и социального оптимизма. Нельзя не заметить искренности, с которой все написано.
Отдельно нужно отметить искусно выстроенную композицию, необычный ракурс, благодаря которому пространство в полотне видоизменяется. Как правило, в море, лежащем перед взглядом зрителя на картине, нет никакого фокуса – это безбрежное, бесконечное пространство. Однако Дейнека четко задает вектор, энергию движения, устремленности именно благодаря гидроплану. В одну линию слились линия горизонта, самолет и сидящие мальчики. Почти у самого горизонта мы видим маленький белый корабль, похожий на один из барашков на волнах или на облако в небе. И даже скала справа, выступающий утес, тоже напоминает корабль. Здесь все устремлено к чему-то радостному и будущному.
Отметим также, что врожденная любовь художника к графику, к рисунку дала многое его живописи – линии в этой картине поют, живописец явно наслаждается своей властью над пространством.
Полотно написано в 1938 году и в любом описании картины Дейнеки «Будущие летчики» отмечается этот удивительный контраст, который существует для современного зрителя – между радостным, светлым настроением этой Севастопольской набережной и героическим, мужественным другой севастопольской картины художника, посвященной ее защитникам. Но даже сегодня, когда мы знаем, как страшно могли сложиться судьбы этих ребят, ожидающих от завтрашнего дня только радости и счастья, мы поддаёмся настроению этого полотна и отбрасываем все скорбное, все трагичное.
Сюжет
Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ. Для него, что интересно, позировала женщина.
Фон боя — огненно-кровавое месиво. Чёрное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.
«Оборона Севастополя», 1942. (wikipedia.org)
В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожжёнными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».
Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолёта. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.
Севастополь, 1942.(wikipedia.org)
«Оборона Севастополя»: особенности картины
Живописец написал полотно «Оборона Севастополя» под влиянием новости о взятии нацистами этого города. В ТАСС А. А. Дейнека увидел опубликованное в оккупантской газете фото разрушенного города. Живописец был влюблён в Крым вообще и в Севастополь в частности, поэтому такое известие оказалось тяжёлым ударом. Он говорил позднее: «Это время в моей жизни будто выпало из сознания, я был поглощён всецело стремлением нарисовать картину».
Произведение А. А. Дейнеки сочетает монументальное на вид изображение и психологическое содержание. Создаётся впечатление, будто защитники в какой-то нереально белоснежной униформе сражаются не конкретно с нацистами, а вообще с тёмными злыми силами.
Центральный персонаж всей картины «Оборона Севастополя» — советский матрос. Он изображён развёрнутым в порыве, бросающим связку ручных гранат. Все мазки передают динамику. А А. Дейнеке всё никак не удавалось найти парня, согласного стать натурщиком. Однако одной из знакомых художника оказалась девушка-спортсменка, отличавшаяся крепким сложением. Она и позировала для полотна. Таким образом, матрос нарисован с женской натуры.
Цветовая палитра увеличивает динамизм картины. Враги, море и зарево написаны в тёмной гамме. Светлые моряки находятся в контрасте на фоне тотального мрака.
Сам А. А. Дейнеко отметил, что ему хотелось в предельно доступном виде показать извечную борьбу добра со злом, которая и была продемонстрирована в битве моряков с оккупантскими полчищами.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899—1969)
Патриотическая героика мирного индустриального строительства, суровые военные будни и незабываемые дни великой победы над фашизмом, светлая радость материнства и острый накал спортивной борьбы — все эти темы получили воплощение в произведениях живописца, графика, скульптора, мастера монументально-декоративного искусства, лауреата Ленинской премии, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда А. А. Дейнеки.
Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
Трудовому подвигу народа — строителя социализма посвящены лучшие произведения художника 1930-х гг. Колорит картин Дейнеки теплеет. В эти годы его образы приобретают тонкий лиризм. Особенно ярко эти черты проявились в картине «Мать» (1932, ГТГ). Ее героиня — женщина- труженица, здоровая, крепкая и вместе с тем женственная. Для Дейнеки она идеал нового человека, развитого физически и духовно, свободного и гармонического, прекрасного нравственно и физически.
А. А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.
Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине.
Но каким суровым становится этот мир на полотнах, созданных в дни Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Ощетинившаяся противотанковыми ежами и надолбами столица, собирающая силы для решительного контрудара («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), героические защитники Севастополя («Оборона Севастополя»), тревожные будни тыла («Тревожные ночи»).
В послевоенные годы Дейнека вновь обращается к изображению повседневного труда и быта советских людей. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г.). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. В начале 1950-х гг. Дейнека создает мозаики для здания Московского государственного университета на Ленинских горах, а в 1958 г. — панно для советского павильона на Международной выставке в Брюсселе. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии.
«Художник обязан глубоко и зорко видеть и понимать, чем живет его родина. Знать, что хочет видеть. Обязан это так показать, чтобы зритель сказал: я это видел, знаю, я это люблю» — так сам художник определил цель своего творчества. И этому он неуклонно следовал всю свою жизнь.
Высокая культура театрально-декорационного искусства сочетала богатую живописную фантазию с поисками в области сценических конструкций (А. А. Веснин, А. Я Головин, В. А. Симов, В. А. и Г. А. Стенберги, Ф. Ф. Федоровский, Г. Б. Якулов в РСФСР,
A. Г. Петрицкий на Украине), начало развиваться кинодекорационное искусство (В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, И. А. Шпинель). К высшим достижениям мирового искусства графики принадлежат гравюры на дереве В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, П. Я. Павлинова, украинца В. И. Касияна, армянина Акопа Коджояна, рисунки В. М. Конашевича,
B. В. Лебедева, П. В. Митурича, Н. А. Тырсы, акварели Л. А. Бруни, А. В. Фонвизина, украинца А. А. Шовкуненко, офорты И. И. Нивинского, сочетающие большую графическую культуру с глубоким реалистическим восприятием советской жизни.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
«Оборона Севастополя»: особенности картины
Живописец написал полотно «Оборона Севастополя» под влиянием новости о взятии нацистами этого города. В ТАСС А. А. Дейнека увидел опубликованное в оккупантской газете фото разрушенного города. Живописец был влюблён в Крым вообще и в Севастополь в частности, поэтому такое известие оказалось тяжёлым ударом. Он говорил позднее: «Это время в моей жизни будто выпало из сознания, я был поглощён всецело стремлением нарисовать картину».
Произведение А. А. Дейнеки сочетает монументальное на вид изображение и психологическое содержание. Создаётся впечатление, будто защитники в какой-то нереально белоснежной униформе сражаются не конкретно с нацистами, а вообще с тёмными злыми силами.
Центральный персонаж всей картины «Оборона Севастополя» — советский матрос. Он изображён развёрнутым в порыве, бросающим связку ручных гранат. Все мазки передают динамику. А А. Дейнеке всё никак не удавалось найти парня, согласного стать натурщиком. Однако одной из знакомых художника оказалась девушка-спортсменка, отличавшаяся крепким сложением. Она и позировала для полотна. Таким образом, матрос нарисован с женской натуры.
Цветовая палитра увеличивает динамизм картины. Враги, море и зарево написаны в тёмной гамме. Светлые моряки находятся в контрасте на фоне тотального мрака.
Сам А. А. Дейнеко отметил, что ему хотелось в предельно доступном виде показать извечную борьбу добра со злом, которая и была продемонстрирована в битве моряков с оккупантскими полчищами.