Портрет Саввы Мамонтова, 1897
Северный Лоренцо Медичи, как называли русского мецената, сыграл не последнюю роль в жизни и творчестве Врубеля. Возможно, этим объясняется то, что практически не писавший портретов художник сделал исключение для этого человека, и сделал это так, что впоследствии сам гордился этим и даже писал жене: «Портрет С. И. как экспрессия, посадка, сила языка и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а все, что сделано, более чем правдиво – красочно и звучно».
Знаменитый предприниматель изображен сидящим в кресле. Его поза, выражение лица – все это, по мнению критиков, делают его похожим на русского богатыря. Сила наполняет купца через край, не давая расслабиться в кресле. На первый взгляд, он секунду назад собирался встать, но что-то его остановило, заставив замереть, откинувшись на спинку кресла.
Эмоции, настроение, черты характера и привычки, – все нашло отображение на холсте. Общий фон неприкрыто мрачный, он словно пророчит предпринимателю трудности, готовящиеся обрушиться на Мамонтова.
Царевна-Лебедь, 1900
Автор не впервые работает над этим персонажем. Михаил Александрович создавал костюмы, в том числе и для своей жены, исполняющей партию Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Но, увидев оперу в день премьеры, он был потрясен красотой произведения.
Героиня картины имеет совсем небольшое сходство с оригиналом, если верить фотографиям Надежды Забелы-Врубель, в частности той, где Надежда запечатлена в роли Лебедя, однако это она стала вдохновителем этого шедевра.
Грустно смотрит сказочная царица с полотна, на фоне заката она еще более таинственна. За спиной вдалеке – город. Этот город Врубель писал с декорации, автором которой был он сам. В Царевне-Лебедь художник соединил два начала: мистическую силу воды и возвышенную мощь неба.