Развитие романтизма в других странах
Расцвет этого направления пришелся на XIX век, но зарождение началось еще в конце XVIII. В эту эпоху стало больше образованных людей, появились революционные идеи, которые отразились на романтизме. Но в каждой стране у развития стиля были свои особенности.
Англия
Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле.
В картинах Дж. Констебля («Телега для сена», «Пляж в Брайтоне и угольщики») природа занимала господствующее положение, а человек — гость, случайно зашедший в ее владения. Пейзаж написан яркими красками, а крестьяне — грубыми небрежными мазками, что выделяло их на общем фоне. Уильям Тёрнер («Последний рейс корабля «Отважный»», «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель») придерживался сдержанной манеры в написании картин, но человек пытается достичь величия природы.
В творчестве английских романтиков героями выступают не мятежные, революционные персонажи, а простые люди, пытавшиеся найти свое место. Англичане известны своей прагматичностью и рациональным мышлением, что отразилось в живописи.
Германия
Немецкие художники живо откликнулись на романтические идеалы. Свое вдохновение они черпали в эпохе Средневековья. Поэтому немецкие приверженцы романтизма были близки к истокам неоклассицизма. Они полагали, что в период Средневековья люди жили в гармонии с собой и окружающим миром.
Живописцы в Германии старались передать эмоциональность и чувственность, сохранив академические традиции. Известные представители немецкого романтизма — Каспар Давид Фридрих («Странник над морем тумана»), Филипп Отто Рунге («Утро»), Карл Шпицвег («Книжный червь»).
Франция
Во Франции произошла Великая революция, которая дала мощный толчок для развития романтизма. В отличие от английских и немецких живописцев французы не ограничивались написанием пейзажей. Изначально, они не ставили никаких целей: главной задачей было противопоставлении классицизму, его высмеивание.
Позже, после революции главной темой полотен стали бунтари, вступавшие в противостояние с людьми, стихией. Большая часть французских художников творили в портретном жанре. Самые известные живописцы того времени — Эжен Делакруа («Свобода, ведущая народ», «Охота на тигра») и Теодор Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Плот «Медузы»).
Испания
Испанский романтизм в живописи ассоциируется с Франсиско де Гойей, который был главным художником страны. Его герои отличаются эмоциональностью, склонностью к необдуманным поступкам, любящие фантазировать. Самые известные работы Франсиско де Гойи — «Третье мая», «Бедствия войны», «Капричос».
США
В этот период Америке были нужны ремесленники, а не художники. Поэтому романтизм в живописи не получил такого распространения, как во Франции. Художники в своих полотнах освещали только значимые для государства события.
Из американских живописцев выделяют Джона Трамбула («Смерть генерала Монтгомери в Квебеке») и Бенджамина Уэста («Договор между мистером Пенном и американскими индейцами»).
Россия
В Российской империи романтизм начал развиваться раньше, чем в других странах. Развитие этого направления было обусловлено патриотическими настроениями после победы в войны 1812 года. Появились первые частные коллекции, возникают такие понятия как спонсорство и меценатство.
Русским художникам удалось объединить романтизм с основами классицизма и написать мировые шедевры.
Живопись
Получив академическое образование, немецкий художник поселился в Дрездене, где на первых порах делал рисунки для ксилографии и
занимался изготовлением гравюр. Он работал акварельными красками, карандашами, чернилами и сепиями и создал впечатляющую серию набросков и пейзажных миниатюр.
Для ранних картин Каспара Давида была характерна мастерская передача освещения, которое сочеталось с оптическими эффектами при изображении гор и рек. А после победы на Веймарском конкурсе с рисунком «Шествие на рассвете» на полотнах уроженца Грайфсвальда начал присутствовать человек.
В 1808 году Фридрих написал выдающееся произведение, которое вошло в фотоальбомы и каталоги под названием «Крест в горах». Оно было заказано для семейной часовни и вызвало недовольство противников светской живописи, которые не хотели, чтобы пейзажи появлялись на алтарях.
Каспар Давид Фридрих — «Странник над морем тумана»
Впоследствии эта противоречивая картина нашла место в замке графа фон Тун-Гогенштейна, и художник, примкнувший к обществу романтиков, стал членом Саксонской академии искусств. Переехав в Дрезден, он продолжил работу и создал произведения «Странник над облаками», «Женщина у окна», «На паруснике» и «Мужчина и женщина, рассматривающие луну».
Эти полотна, проникнутые личными чувствами, поначалу не находили покупателей, но потом о них узнал князь Николай Романов, известный в России как меценат. В 1820 году он посетил мастерскую живописца и, приобретя ряд крупных произведений, внес в творчество Фридриха неоценимый финансовый вклад.
Другим благодетелем Каспара Давида стал поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал искусство немца российскому императору и царской семье. Благодаря этому картины «Утро в горах», «Восход луны у моря» и «Мечтатель» вместе с рядом гравюр и рисунков оказались в Государственном Эрмитаже.
В 1830-х годах, когда ослаб интерес к романтизму, художник создал серию автопортретов и пейзажей в мрачных тонах. Последними произведениями в его творчестве стали полотна «Этапы жизни», «Восход солнца над Нойбранденбургом» и «Воспоминание о горах».