Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год
Это полотно появилось на свет, благодаря чиновникам Мытищинской управы, которые заказали набирающему популярность Перову картину, воспевающую местный быт и колорит. Вот только получили заказчики совсем не то, что ожидали.
Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год
Чаепития в Мытищах были чрезвычайно модными в то время из-за хвалёных местных источников с очень вкусной водой. Здесь процветали многочисленные чайные дворы, расположенные как в помещении, так и на улице.
Именно картину, изображающую местное чаепитие, и хотели получить чиновники, вот только Перов написал её в своём обличительном и остро-социальном стиле.
Сюжет картины «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» изображает чаепитие в тенистом саду. За столом сидит священник, который потягивает из блюдечка чай. На заднем плане виден ещё один чаёвничающий служитель церкви.
Хозяйка заведения одной рукой подливает в самовар воду, а другой — отталкивает непрошеных гостей. Слепой солдат-инвалид и нищий мальчик пришлись явно не ко двору. Никто из героев картины не спешит подавать им милостыню или хотя бы просто напоить чаем.
Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», фрагмент
Перов словно разделил картину на две части, противопоставляя её героев: с одной стороны сытые, чистые и хорошо одетые люди, а с другой стороны — нищие оборванные попрошайки, которые вечно всем мешают.
Образ попа получился у художника наиболее карикатурным — его толстый живот, красное от горячего чая лицо и равнодушный взгляд явно отражают не самого хорошего человека. А, учитывая, что он не шелохнулся во время прихода нищих, и даже, наоборот, отклонился от них, ставится под сомнение искренность его служения Богу.
По одежде калеки сразу понятно, что он был участником войны, в которой и потерял свою ногу, там же, вероятно, лишился и зрения. Мальчик вполне может быть его сыном или просто сиротой, которому больше некуда деться, кроме как просить милостыню.
Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», фрагмент
Эти люди определённо заслуживают сострадания и какой-нибудь минимальной помощи. Однако хозяйка даже не хочет напоить путников чаем.
Сюжет для картины Перов взял не из головы — он действительно видел подобный случай, который очень возмутил его. Эту обличительную историю художник и воссоздал на полотне, которое заказали ему мытищинские чиновники.
Однако заказчики не были готовы к подобному сюжету, ведь они ожидали совсем другого. Чиновник нужен был хвалебный, а не обличительный сюжет.
Неудивительно, что от готовой картины управа Больших Мытищ отказалась. Но Перов ничего не потерял, поскольку картину сразу же купил для своей галереи Павел Третьяков. Там работа выставляется и по сей день.
Описание картины Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Картина Перова колоритно преподносит и сюжет, и мелкие подробности, которые как детали складываются в пазл, образуя целую историю.Так на понятном для меня языке автор пытается передать то, что его волнует, чем пропитано было целое поколение.
Рассказывая о сцене, которая изображена на полотне, хочется подчеркнуть ее многоуровневость.Так задний план рисует перед зрителем картину прекрасного дня, когда бушующая зелень с радостью приглашает путника остановиться и отдохнуть в тени.Она в своей щедрости равна ко всем.Не выделяя одних, и не обделяя других.Природа кажется единственно справедливым источником.На ее фоне происходят события, в высшей степени неправильные.Такой контраст делает эпизод из жизни людей еще более угнетающим.
Дорога, которая ведет прямо в сад, что изображен на переднем плане, приводит сюда очень разных людей.К ним стоит присмотреться внимательней.Хочется отметить два человека, которые зависят от обстоятельств.Один из них – священнослужитель.Вера людей, или вернее, их набожность ставит их в зависимость от горстки попов, которые пользуются своей властью корыстно.А, ведь принцип святой веры состоит в том, чтобы помогать другим.Они должны подавать в этом примером.Но, судя по картине, они учили обратному свою паству.
Вот приходит человек, он нищ и слеп.Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих.А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками.Заметно, как девушка, которая только что с улыбкой подобострастия угощала чаем священника, с пренебрежением отталкивает ветерана.У того на груди заслуженные награды, он потерял ногу, защищая и родину свою, и людей, которые теперь прогоняют его.С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия.В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету.А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви? Как он показал свое отношение к этим жалким людям, нуждающимся хоть в капли человеческого тепла? Высокомерно отвернулся.Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры.
Где-то сзади два помощника этого попа суетятся, договариваясь о том, чтобы суметь как можно больше унести с этого только для них гостеприимного дома.Один из них на ходу пытается угоститься чаем, другому некогда и это сделать, видно ранг его настолько низок, что ему это не положено.Такая иерархия, когда даже внутри идет отбор на высшие ступени, и низшие звенья тех, тех говорит о равенстве перед Всевышним, свидетельствует о загнивании.Оно волной накрывает и обучаемых ими людей.Именно этот момент и тревожит живописца, поэтому он пишет такую яркую картину.