Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой

Примечания

  1. 12 [https://www.nortonsimon.org/collections/browse_title.php?id=F.1972.06.P Still Life with Lemons, Oranges and a Rose, 1633 — Francisco de Zurbarán] (англ.) (HTML). Norton Simon Museum. Проверено 13 ноября 2013.
  2. С.П. Останина. Энциклопедия натюрморта. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 264. — 349 с. — ISBN 978-5-948-49020-5.
  3. 1234 [https://www.frick.org/sites/default/files/archivedsite/exhibitions/nortonsimon/zubaran.htm Masterpieces of European Painting from the Norton Simon Museum] (англ.) (HTML). The Frick Collection — www.frick.org. Проверено 27 декабря 2013.
  4. 12 [https://silverandexact.com/2011/04/13/still-life-with-lemons-oranges-and-a-rose-francisco-de-zurbaran-1633/ Still life with lemons, oranges and a rose — Francisco de Zurbarán — 1633] (англ.) (HTML). silverandexact.com. Проверено 27 декабря 2013.
  5. Karen Rosenberg. [https://www.nytimes.com/2009/02/27/arts/design/27fric.html?pagewanted=all&_r=0 Sharing Reflections of Tycoon Taste and Wealth] (англ.) (HTML). The New York Times — www.nytimes.com (26 февраля 2009). Проверено 14 ноября 2013.
  6. Morten Lauridsen. [https://online.wsj.com/news/articles/SB123516723329736303 It’s a Still Life That Runs Deep] (англ.) (HTML). Wall Street Journal — online.wsj.com (21 февраля 2009). Проверено 14 ноября 2013.
  7. [https://www.nortonsimonfoundation.org/collections/provenance.php?id=F.1972.06.P Provenance — Still Life with Lemons, Oranges and a Rose, 1633, Francisco de Zurbarán] (англ.) (HTML). Norton Simon Museum. Проверено 14 ноября 2013.
  8. Greta Berman. [https://www.juilliard.edu/journal/5-european-masterpieces-loan-frick 5 European Masterpieces on Loan at the Frick] (англ.) (HTML). The Juilliard Journal — www.juilliard.edu (апрель 2009). Проверено 14 ноября 2013.
  9. [https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/francisco-de-zurbaran-a-cup-of-water-and-a-rose A Cup of Water and a Rose, about 1630, by Francisco de Zurbarán] (англ.) (HTML). The National Gallery — www.nationalgallery.org.uk. Проверено 13 декабря 2013.
  10. [https://www.humanflowerproject.com/index.php/weblog/comments/zurbaran_flowers_by_scorpio Zurbarán: Flowers by Scorpio] (англ.) (HTML). www.humanflowerproject.com. Проверено 13 декабря 2013.
  11. [https://www.museodelprado.es/en/the-collection/online-gallery/on-line-gallery/obra/still-life/ Zurbarán, Francisco de (Spanish): Still Life] (англ.) (HTML). Museo Nacional del Prado — www.museodelprado.es. Проверено 14 декабря 2013.

№3 «Васильки», Исаак Левитан

Год: 1894

«Васильки», 1894 г. Частная коллекция (Москва), Исаак Левитан

Левитан любил натюрморты, и иногда, после прогулок в лесу, его мастерская походила на цветочный магазин. Он любил изображать полевые и лесные цветы на своих полотнах, чтил природу даже в самых скромных, простых ее проявлениях.
 
На картине «Букет васильков» мастер не изобразил вокруг вазы с цветами ни одной детали. Ничто не должно отвлекать зрителя от нежных васильков. На первый взгляд, цветы очень похожи между собой, но при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что все иначе. Каждый василек имеет собственный оттенок — здесь и насыщенно-синие, и голубые, и розовые, и нежно-фиолетовые и даже белые.
 
С цветами в букете соседствует пшеница, пара ее колосков. Это создает ощущение небрежности, будто колоски попали в вазу по невнимательности. Однако в этом заключается особая притягательность композиции, ее шарм.

Франсиско Сурбаран

Еще один заметный мастер испанской живописи XVII столетия — это, конечно же, Франсиско Сурбаран

. Всю свою жизнь художник был связан с Севильей, т. к. много работал по заказам ее монастырей. Современник и другВеласкеса .

Ранние работы выполнены под влиянием Караваджо

, тем не менее развитие стиля происходило в направлении, близком к итальянским маньеристам.

В отличии от Хусепы Риберы Сурбарану

были чужды драматические сюжеты, он редко изображал мучения святых.

На его полотнах преимущественно спокойны и величавы. На написанных им картинах на религиозные сюжеты изображены действия на улицах Севильи и в кельях севильских монастырей.

Быть может, именно поэтому современики художника не редко узнавали на картинах своих соотечественников и просто знакомых — настоятелей монастырей, ученых-монахов, а также прекрасных грациозных севильянок.

Порой художник отдавал предпочтения полотнам, на которых изображен всего один персонаж — фигуры поражают своей скульптурной рельефностью и величественностью, удивительной мощностью и объемом. Лица героев Сурбарана

большей частью суровы и выразительны. Именно таков«Св. Лаврентий» — картина, написанная в 1636 г., находится в экспозиции Эрмитажа

. Эта картина изображает мученичество как триумф богослужения, свет над головой идущего на казнь олицетворяет последующее небесное торжество святого. Лицо Лаврентия взволновано, но без тени страха.

В руках — орудие казни, Решетка, на которой согласно легенде в 261 году по приказу римского императора Валериана он был сожжен заживо.

Бросается в глаза убийство красок: золотая вышивка на темно-красном одеянии мученика, белая рубашка, пасмурное небо и рассеянный столб золотистого света.

Франсиско Сурбаран. «Св. Лаврентий»

Нельзя не отметить, что Франсиско Сурбаран

уделял много внимания деталям. Любой предмет, окружающий героев его полотен, наделен некой одушевленностью. Именно поэтому так хороши и своеобразны его натюрморты.«Натюрморт с апельсинами и лимонами» написанный в 1633 г.(флоренция, собрание Контини-Бонакосси) поражает своей четкостью и лаконичностью: гладкий деревянный стол, металлическая тарелка с толстокорыми лимонами, плетенная ваза с апельсинами, глиняный сосуд. И вновь взгляд приковывают детали — зеленая веточка апельсинового дерева, отраженная в холодном блеске тарелки роза, бугристая кожура лимонов — фрукты кажутся необычайно сочными. Завершает изысканную монументальность натюрморта мягкий желтый свет, озаряющий стол.

Франсиско Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами»

Для украшения Зала королевств мадридского Дворца Буэн-Ретиро в 1634 г. Сурбаран

написал серию картин«Подвиги Геракла» . Эта работа не похожа не на одну другую из его работ. Однако именно эти мифологические сюжеты доказывают совершенное владение художника искусством изображения обнаженного тела. За эту сериюСурбаран получил от короля ИспанииФилипа IV звание придворного художника. Интересно, что первый подвиг этого мифического героя«Геркулес борется с Немейским львом» изображен на серебрянной монете Испании, выпущенной в 2011 году.

Картины из серии Франсиско Сурбарана «Подвиги Геракла»:

«Геракл борется с Немейским львом»

«Геракл и Лернейская гидра»

«Геракл и Цербер»

«Смерть Геракла»

В своих поздних работах Сурбаран

еще чаще изображает нежные и лиричные образы: мадонны с младенцами, дети. Именно такой маленькой, воздушной и чистой изображена богоматерь на картине«Отрочество мадонны» , написанной в 1660 г.(Эрмитаж) .

№5 «Натюрморт», Казимир Малевич

Год: 1911

«Натюрморт», 1911 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Казимир МалевичЧувствуя себя реформатором, Малевич восставал против реализма, а классицизм считал изжившим себя. Он хотел вносить через искусство изменения в повседневность. Помощниками в этом были холст, краски и кисть. Натюрморт с густыми полосами, объемными фруктами и плоской посудой — плод творческих поисков Малевича. Все ее части объединены лишь контрастным цветом, очень характерным для художника. В центре композиции расположилась белая ваза, которую окружают фрукты. Некоторые из них обозначены лишь контурами с залитым цветом внутри, другие изображены с элементами реализма благодаря частичной прорисовке их объема. Ни белой вазе, ни черному кувшину, ни тарелке теней не досталось. Малевич был уверен, что действительность вторична по отношению к живописной форме.

№8 Корзина яблок, художник Поль Сезанн

Год: 1895

The Basket of Apples (1895) — Paul Cezanne

Помимо краткого периода в Северной Европе в XVII веке, натюрморт был забытым жанром, несмотря на усилия Жана-Батиста Шардена. Именно Поль Сезанн, почти единолично, поднял его на вершину, сделав популярным предметом для будущих художников, включая Пикассо, Матисса, Моранди и Брака. Эта картина является ярким примером его творчества, в котором он использовал методы, подобные двум перспективам, которые должны были изменить направление искусства. Картина также отмечена несбалансированными деталями, такими как надписанная бутылка, наклонная корзина и плоды, которые вот-вот упадут.

№13 «Цветы и плоды», Иван Хруцкий

Год: 1839

«Цветы и плоды», 1839 г. Государственная Третьяковская галерея (Москва), Иван Хруцкий

Иван Хруцкий — прославленный мастер живописи, чьи работы сегодня признаны настоящими шедеврами. Его натюрморты породили целую волну подражаний и имели успех у публики. Одним из лучших его произведений смело можно считать «Цветы и плоды». Оно пропитано осенними мотивами. Спелый виноград, груши, лимоны, персики, тыква говорят о том, что пришло время собирать урожай. По смотрящим вниз пионам видно плавное увядание природы. Зеленые, синие, розовые, желтые оттенки символизируют самую пеструю пору осени. В центре композиции — ваза с рельефными животными и растениями. Они являются лишь частью декора вазы, однако привносят в натюрморт оживленность. Стакан с лимонной водой (рядом с вазой) не только гармонирует с виноградом, но и с блестящим стеклянным сосудом позади. Еще один замечательный элемент композиции — тыква. Это самый крупный, весомый плод на картине Хруцкого, он делает ее более основательной. Маленькая гроздь винограда на переднем плане находится так близко к краю стола, будто скоро сорвется и упадет. Такой интересный прием художник использовал, чтобы сделать натюрморт более подвижным.

Франсиско де Сурбаран: жизнь и творчество художника

Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид) — испанский художник, представитель севильской школы живописи.

Сурбаран родился в городке Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Учился в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

  1. В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в небольшом городке Эстремадуры — Льеренне, затем вернулся в Севилью и до 1633 года непрерывно жил там.
  2. В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей.
  3. В 1626—1627 годах по контракту с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе знаменитую картину «Христос на кресте».

В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году художник совершил путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением недавно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной тематики — им был написан цикл из десяти полотен, изображающих подвиги Геркулеса (ныне в музее Прадо), а также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Постепенно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри наряду с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец тридцатых годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; несмотря на поддержку друга Диего Веласкеса он, забытый заказчиками, испытывал материальные трудности.

Умер Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Большинство произведений Сурбарана находятся в Мадриде, Севилье, Кадисе и Гуадалупе. Живопись Сурбарана оказала заметное влияние на латиноамериканское искусство.

Творчество франциско де сурбарана

Главный вклад Сурбарана в искусство барокко – необыкновенный сплав мистического и реального, будь то религиозная живопись, портрет или натюрморт. Фигуры изображенных им персонажей тщательно моделированы как трехмерные объемные статуи.

В его картинах на религиозные сюжеты нашли отражение тишина, уединенность и созерцательная отрешенность испанских монастырей 17 в. Для полотен Сурбарана характерны аскетическая простота образов, строгая упорядоченность и оригинальность композиций, смелое использование глубоких темных тонов.

В основе многих его работ лежат искусно переработанные сюжеты фламандских гравюр.

Художественные идеалы Испании 17 века по-другому воплотились в творчестве Франсиско де Сурбарана, сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма.

Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью.

Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью.

Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени.

Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

№2 Rideau, Cruchon et Compotier (Гардина, кувшин и ваза для фруктов), художник: Поль Сезанн

Год: 1894

Rideau, Cruchon et Compotier (Jug, Curtain and Fruit Bowl) (1894) — Paul Cezanne

Поль Сезанн считается величайшим мастером натюрморта, и эта работа является его самой знаменитой картиной в этом жанре. Технически отмечается двойная перспектива, которую создал Сезанн, она визуально захватывает зрителя красиво написанными несбалансированными частями. Подобные картины Сезанна считаются прелюдией к нескольким типам искусства двадцатого века, включая кубизм Пикассо. По состоянию на 2015 год эта картина является самым дорогим натюрмортом, когда-либо проданым на аукционе.

История

Картина была написана в 1633 году. Она считается единственным натюрмортом Франсиско де Сурбарана, который был подписан и датирован самим художником.

С 1930-х годов картина принадлежала собранию итальянского коллекционера Алессандро Контини Бонакосси (Alessandro Contini Bonacossi

) из Флоренции. Как и все другие картины из коллекции, предполагалось, что она перейдёт с собственность государства, но в результате сложных переговоров наследникам Контини Бонакосси удалось сохранить у себя часть картин, включая этот натюрморт.

В 1972 году картина была приобретена Нортоном Саймоном (Norton Simon

), который заплатил за неё &&&&&&&&02725000.&&&&&02 725 000 долларов — на тот момент, это была третья по величине цена, выплаченная за картину «старых мастеров».

№12 «Натюрморт с сиренью», Кузьма Петров-Водкин

Год: 1928

«Натюрморт с сиренью», 1928 г. Частная коллекция, Кузьма Петров-Водкин

Картина — типичный образец стиля художника. Он характеризовался незаурядной палитрой цветов, различными оптическими иллюзиями и новыми для зрителя точками обзора. Привычные вещи Петров-Водкин изменяет, прибегая к фактурному и цветовому контрасту предметов на картине. Центр композиции — ветка сирени, поставленная в стакан воды, и, скорее всего, свежесрезанная. Она окружена чернильницей из хрусталя, а также письмом, спичечным коробком, опавшими листьями и экземпляром L’Art Vivant. Именно этому французскому журналу в 1925 году Кузьма Сергеевич давал интервью. Композиция расположена на синей скатерти. Это произведение очень напоминает другое его «детище» — более позднюю «Черемуху в стакане» (1932). Натюрморт имеет большое значение в искусстве как жанр, позволяющий говорить языком предметов, создавать эмоциональную атмосферу. Сегодня он не утратил популярности. Многие маститые и начинающие художники изображают плоды, цветы, другие предметы в различных стилях. Наверняка некоторые из них со временем станут предметом восхищения и настоящей классикой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: