Что посмотреть
Замок Берби
Говоря о музейном собрании, невозможно не упомянуть о здании, в котором оно размещено. Замок Берби был построен в 13 в. как резиденция епископа Альбигойского и неоднократно перестраивался на протяжении последующих пяти столетий вслед за капризами его преосвященных обитателей. В результате сегодня в облике замка можно заметить черты готики, ренессанса и классицизма. Неизменным остался лишь материал строительства — красный тулузский кирпич. В 18 в. вокруг замка разбили французский регулярный сад и переоборудовали Почетный двор перед главным входом — именно через эти ворота входят в замок посетители в наши дни.
Донжоны, многочисленные башенки и крытые галереи, острые шпили и высокие окна, массивный фундамент и толстые крепостные стены — все это делает замок похожим на мощный бастион, из-за стен которого альбигойские епископы повелевали умами своевольных предков Лотрека. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь в святая святых проникнут танцовщицы и проститутки — излюбленные персонажи полотен чудаковатого графа!
В Дворцовом зале можно увидеть подлинный настил пола 13 в. из терракотовой плитки, покрытой прозрачной глазурью
Крестовый зал и Золотой салон сохранили плафонную роспись 18 в., а в Амбуазской галерее непременно стоит обратить внимание на изумительный деревянный потолок в форме перевернутого днища корабля с искусной росписью конца 15 столетия.
Среди 31 афиши музея такие шедевры, как «Ла Гулю», «Диван Жапонэ», «Аристид Брюан в „Амбассадер“» и «Труппа мадемуазель Эглантин».
Художественная коллекция
Собрание работ Тулуз-Лотрека размещено на двух этажах замка и располагается по хронологическому принципу. Залы начала творческого пути художника знакомят с его детскими акварелями, рисунками углем и карандашом, первыми живописными полотнами, выполненными пастелью и маслом в 6-8-летнем возрасте. Годы юности и учебы в мастерских парижских живописцев формируют собственный почерк Лотрека: талант к запечатлению движения, виртуозное умение выстраивать композицию, отбрасывать второстепенное в угоду главному. Здесь можно часами бродить под гулкими каменными сводами, вглядываясь в порой лихорадочные, но неизменно точные мазки художника, пытаясь поймать минутные эмоции на лицах моделей, любуясь сочетаниями ярких чистых цветов.
Прогулка по музею Тулуз-Лотрека в Альби
Монмартре
В кабинете рисунков хранится около 200 работ Тулуз-Лотрека — от первых детских опытов до отточенных произведений зрелого мастера.
В отдельном зале представлена коллекция личных вещей художника, предметов одежды и аксессуаров. Здесь непременно стоит увидеть знаменитую трость с секретом, на которую Лотрек опирался при ходьбе и использовал в качестве фляжки для вина.
Плакатный чек-лист
Плакатная графика сотню лет развивалась внутри национальных школ — со своими задачами, условиями, пассионарными личностями. Сегодня дизайнерское комьюнити космополитично — найти референс для своего проекта можно на другом конце планеты:
#1. Смотри японскую ксилографию, если нужно зарыться в детали и прорисовать узоры.
#2. Изучай французскую литографию, когда нужен смелый плакат для селебрити.
#3. Вспоминай советских конструктивистов, если есть задача говорить прямо и громко.
#4. Узнай все о швейцарской школе, когда нужна универсальная графика и минимализм.
#5. Знакомься с польскими дизайнерами, если нужен чистый арт и наив.
Польша: живопись и фантазия
Техника. Офсетная печать — техника, которую используют в типографиях до сих пор. Ее суть в том, что краска с печатной формы переносится сначала на резиновый валик, а уже с него — на бумагу. Форма изнашивается медленно — и это позволяет печатать практически неограниченные тиражи очень быстро.
Школа. Польская школа плаката 1950-х — это арт-вызов цензуре, способ вырваться из рамок соцреализма если не идейно, то визуально.
Агентство художественной пропаганды — организация, которая поддерживала в Польше графиков-плакатистов, но еще и тщательно следила за содержанием их работ. При этом к форме (даже к самой авангардной) претензий не предъявляла.
Художники получили карт-бланш практически на любой визуальный эксперимент. Им не нужно было выполнять требования коммерческого заказчика или соответствовать единому государственному визуальному стандарту. Даже для афиши голливудского фильма можно было создать уникальную авторскую иллюстрацию, никак с фильмом не связанную.
Афиши, слева направо: Францишек Старовейский — к опере «Франк V», Ян Леница — к опере «Воццек», Вальдемар Свежий — к фильму «Излучины Миссури», Ян Млодоженец — к спектаклю «Джульетта из снов»
Особенности стиля польской плакатной школы 1950-70-х определить практически невозможно — это максимально разнообразная палитра авторских стилей. Арт в чистом виде, эпатаж и визуальные игры. Но несколько частых приемов выделить можно:
- — эскизы часто сделаны маслом, темперой, тушью
- — формы наивные, грубые
- — образы метафорические, сюрреалистические
- — нет ограничений в цветах и композициях
Сегодня польских дизайнеров тоже узнают по уникальному авторскому стилю — это панк, винтаж, минимализм. Концертные афиши или анимированные ч/б-постеры — новая волна польской школы плаката.
Швейцария: математика и универсальность
Техника. После Второй мировой войны у художника появляется большой выбор типа печати — в зависимости от цели он может использовать линогравюру (подходит для очень больших изображений), высокую печать (если нужен только текст), литографию или офсетную печать.
Графические дизайнеры по всему миру в своих работах берут за основу новые типографские шрифты без засечек — простые и понятные. Именно тогда, например, появляются Helvetica и Universe. У одного шрифта есть несколько размерных вариантов — и это применяют в построении графического ритма плаката.
Школа. В 1950-х плакат используют уже не только локально, для рекламы местных событий и продуктов. Для глобального рынка и международных событий нужен новый язык — объективный, понятный, универсальный. В Швейцарии сразу в двух городах — Цюрихе и Базеле — появляются школы дизайна, которые создают такой язык.
Уже к 1970-м стиль швейцарских кинопостеров, театральных и концертных афиш подхватят дизайнеры по всему миру и назовут Интернациональным типографским стилем. А плакаты Эрнста Келлера, Армина Хофманна и Йозефа Мюллер-Брокманна остаются культовыми до сих пор.
Слева направо: Армин Хофманн для Муниципального театра Базеля, Эрнст Келлер для Музея Ритберга в Цюрихе, Йозеф Мюллер-Брокманн для весеннего концерта оркестра Тонхалле
Особенности стиля швейцарской школы дизайна впервые в истории не связаны с возможностями печати, потому они почти безграничны. Наоборот, создатели типографских шрифтов подключаются к формированию новой визуальной эстетики.
Определить интернациональный швейцарский стиль можно по таким приемам:
- — использование сетки для построения композиции
- — выравнивание текста по левому краю и рваный правый край
- — шрифты без засечек
- — черно-белое фото, которое точно передает суть события или места
- — простая геометричная графика
- — ограниченная палитра: часто три цвета, реже — четыре
- — объективность и бесстрастность, избегание символов, метафор, подтекстов
Сегодня швейцарские студии графического дизайна продолжают эксперименты с , не просто используют сетку, а делают ее концептуальной . А графдизайнер Дафи Кюне вручную печатает постеры с крутым эффектом .
Немного истории
История музея фактически началась сразу после смерти художника. В 1901 г. его мать решила выставить обширную коллекцию хранившихся в родовом замке работ на обозрение публики. Увы, музеи Парижа не горели желанием принять картины скандально известного живописца (о чем впоследствии пожалели), и тогда графиня предложила собрание в дар городу Альби. Мэрия ухватилась за идею создать музей — тем более что в 1905 г. в ведение городских властей перешел замок епископов Альбигойских. Быстрому осуществлению планов помешала Первая мировая война — и в конечном итоге музей Тулуз-Лотрека принял первых посетителей лишь в 1922 г.
В 2001 —2012 гг. грунт у берегов реки Тарн просел, и музей временно закрыли, чтобы отреставрировать замок. Сегодня собрание вновь привлекает многочисленных поклонников творчества Лотрека со всего мира: в год его посещает более 200 тыс. туристов.
Япония: природа и гейши
Техника. Ксилография — это отпечаток деревянной доски на бумаге. Предварительно резчик срезает на доске фон (те части, которые не должны отпечататься), а рисунок оставляет выпуклым. Краска наносится на выступающие части, а на срезанные — не попадает.
Японская ксилография долго была монохромной: столетиями на деревянную пластину наносили черную тушь, печатая так в основном тексты. В XVIII веке художник Судзуки Харунобу придумал, как создавать полноцветные изображения с помощью всего трех натуральных пигментов: синего, красного и желтого. Нужно взять несколько досок — по одной для каждого пигмента, и при наложении отпечатков получатся новые цвета.
Со временем в японских плакатах пигментов стало больше — печатники использовали уже по 20–30 досок для одного изображения.
Утагава Хиросигэ — «Храм Бэнтэн у переправы Ханэда» (слева). Кацусика Хокусай — «Ирисы и птица» (справа)
Школа. Изобретение цветной ксилографии оказалось своевременным. В Японии периода Эдо появились целые развлекательные кварталы — их огораживали высокими стенами, а внутри размещали театры кабуки, публичные и чайные дома. И им была нужна реклама.
Цветные изображения театральных актеров, куртизанок и гейш назывались укиё-э («картины ускользающего мира»), печатались на отдельных листах и стоили дешево — любой горожанин мог позволить себе десяток ксилографий. Со временем поджанров укиё-э стало больше: пейзажи, цветы, эротические, мифологические и бытовые сюжеты.
Судзуки Харунобу — «Женщина идет в храм ночью» (слева). Тосюсай Сяраку — «Два актера» (справа)
Особенности стиля японской ксилографии связаны не только с техникой печати, но и со взглядом на жизнь как череду ускользающих мгновений, которые не повторятся.
Для укиё-э характерны:
- — плоский цвет, четкий контур
- — перспектива наклонена вперед или просто плоская
- — лица прописаны условно, а узоры, декор и растения — детально
- — необычные ракурсы (взгляд из-под моста, с крыши, из-под копыт лошади) и «случайно» показанные элементы (фрагменты лодок, столбов, рук, ног)
Сегодня японский плакат сочетает национальные графические традиции, мощное западное влияние и уникальную визионерскую, шаманскую образность. Японские графические дизайнеры кислотную палитру цветов, психоделические коллажи, тщательно подробную графику и выразительную типографику.
СССР: кино и пропаганда
Техника. Фототипия — техника, которую использовали еще в XIX веке. Но в плакатном дизайне она появляется благодаря русским .
Типографское клише для фототипии делают на стекле или металле: наносят на основу желатиновую смесь, после обработки засвеченные участки принимают краску, а незасвеченные — отталкивают. Больше света — больше краски, меньше света — меньше краски. Так удается передавать полутона, мягкие тени, градиент — все, что нужно для качественной печати ч/б фотографии.
Школа. Молодые художники, вдохновленные революцией, строят новый мир. И главные искусства в этом мире — плакат, фотография и кино. Вместо «обманчивого» искусства прошлого — честная фиксация жизни. Никаких украшений и лишнего декора, только суть и строгость типографического плаката.
Нет смысла несколько дней убивать на иллюстрацию, когда можно заменить ее фотографией. Главной особенностью языка плаката становится сочетание фотомонтажа и яркой, динамичной типографики. Главными темами — кинопремьеры, реклама и агитация.
Слева направо: Александр Родченко — афиша фильма «Кино-глаз», Антон Лавинский — афиша фильма «Броненосец Потемкин», Сергей Сенькин — «Озеленим цехи»
Особенности стиля конструктивистских плакатов:
- — дерзкое, смелое сочетание фото и литографии
- — нарочито монтажные, коллажные приемы
- — сочетание шрифтов разных размеров
- — ступенчатая, рваная верстка фраз
- — наглядность, простой и ясный смысл, лозунг, призыв
Сегодня советский конструктивистский стиль стал интернациональным — найти его признаки можно у дизайнеров по всему миру. Визуальный язык конструктивистов до сих пор актуальными, а минималистичную палитру и микс фото и графики , например, в современных театральных афишах.
Тулуз-Лотрек — художник
В своем творчестве Лотрек ограничивался двумя жанрами: портретом и бытовым жанром, тесно смыкающимися друг с другом, при этом его человек всегда предельно индивидуален.
Каждый конкретный персонаж интересует Лотрека своей неповторимостью или необычностью. Он стремится безжалостно обнажить внутреннюю сущность модели. Художник мало заботится о буквально точном воспроизведении черт лица портретируемого Но даже это внешнее сходство не может польстить модели, поскольку в лице, в фигуре, в жестах, в одежде художник всегда выделяет самое характерное — то что нередко человек скрывает даже от себя.
lautrec jane avril (poster) 1899
Основные темы его бытового жанра — увеселения в “Мулен-де-ла-Галеее”, “Мулен Руж”, театрах, кафе-шантанах и, тесно смыкающаяся с ними, проституция; почти все его модели принадлежат к полусвету. Лотрек, чуждый ложной сентиментальности, старается понять своеобразные законы этого мира, показать банальную будничность происходящего, унизительное бытие этих людей.
Искусство Тулуз-Лотрека складывалось в течение одного десятилетия (1879 — 1888). За это время он успел пройти стадию увлечения импрессионизмом и отчасти пуантиллизмом. Его стиль, сформировавшийся к концу 80-х годов, почти не менялся вплоть до 1998 года. Главная особенность его стиля — своеобразный синтез рисунка и цвета.
Toulouse-Lautrec Henri Dancer Sun
Лотрек пишет или рисует легкими длинными мазками, цветными, будто шевелящими штрихами, ему удается одновременно передать и световые эффекты и острую характерность формы. Модели. Лотреку повезло — он нашел в Сюзанне (Мари-Клементине) Валадон подходящую модель. Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой. Сюзанне нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнула ее, а скорее наоборот — привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта крестьянка и потомок графов де Тулуз были абсолютносвободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучится у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его зачастую бичующие карандаш и кисть.
Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Он не польстил ей. Ренуар, который постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы, в то же время, что и Лотрек, работал над ее поясным портретом в картине “коса” и с нежностью и наслаждением выписывал ее большие голубые глаза, изящный изгиб бровей, чувственный пухлый рот, густые темные волосы, разделенные пробором, ее пышную высокую грудь. У Мари Лотрека резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет.
Практическая информация
Адрес: Альби, Place Sainte-Cecile, Palais de la Berbie. Веб-сайт (на англ. языке).
Время работы:
- с января по март и в ноябре-декабре: с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:30;
- в апреле — мае и октябре: с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00;
- с 1 по 20 июня — с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00.
- с 21 июня по 30 сентября музей работает с 9:00 до 18:00 без перерыва;
- с октября по март музей закрыт по вторникам.
Сады замка Берби открыты в течение всего года с 8:00 до 18:00 зимой и до 19:00 — летом.
Вход: 9 EUR — постоянная экспозиция и временные выставки, 5 EUR — только временные выставки. Семейный билет — 19 EUR, студенческий — 5 EUR, детям до 13 лет — бесплатно. Аудиогид стоит 4 EUR, а сады Берби можно посетить бесплатно.
Франция: искусство и новый мир
Техника. Литографию изобрел владелец маленькой типографии Алоизий Зенефельдер в конце XVIII века. И это была революция в печатном деле: не нужно было вырезать рельефные формы (как для ксилографии или гравюры), пигмент наносился на плоский камень.
Если очень просто, процесс выглядит так: изображение наносится литографским карандашом или тушью прямо на камень. Потом его обрабатывают кислотой и покрывают краской. Закрашенные карандашом участки принимают краску, а незакрашенные — отталкивают ее благодаря кислоте. С камня изображение переносят на бумагу.
Школа. В Париже второй половины XIX века бум литографии совпал с другими большими переменами: масштабная перестройка города, бунт молодых художников-импрессионистов против официальной Академии художеств, первые общественные парки, железная дорога, катки, ипподромы, кафешантаны и кабаре.
Литография, которую до сих пор использовали только для печати репродукций, становится самостоятельным искусством. И огромную роль в этом сыграл художник Анри де Тулуз-Лотрек. Он впервые в истории изображает на плакате реальных столичных певцов, певиц и танцовщиц.
Плакаты Анри де Тулуз-Лотрека: слева направо — «Ла Гулю в “Мулен-Руж”», «Аристид Брюан в “Амбассадоре”», «Джейн Аврил», «Японский диван»
Особенности стиля французских плакатов сложились под большим влиянием японской укиё-э. Два с половиной века Япония была закрытой страной, а в 1854 открылась для дипломатов, торговцев, путешественников.
Стиль Тулуз-Лотрека — это микс японских арт-традиций и авторские приемы:
- — плоский цвет, но ограниченная палитра: черный, желтый, красный, синий
- — лаконичность в деталях — чаще всего один-два ярких элемента
- — гротескные фигуры, жесты, мимика
- — крупный элемент на переднем плане
- — фигуры, обрезанные краем плаката
Сегодня быть французским дизайнером — это знать не только Лотрека, но и следующие поколения гениев литографии: Альфонса Муху и художников группы Наби. Поэтому современные плакаты французских агентств и дизайнеров — практически плюс трендовые .